Существует расхожее мнение, что единственным эффективным средством для реального улучшения динамических качеств автомобиля является тюнинг двигателя. Однако это далеко не так. Профессионалы автомобильного тюнинга довольно часто проводят модификацию коробки передач автомобиля, чтобы добиться оптимизации передаточных моментов и повысить ходовые характеристики транспортного средства.

Для того, чтобы свести к минимуму время, необходимое на акселерацию, необходимо обеспечить работу двигателя на достаточно высоких оборотах на протяжении всего процесса разгона. Управление механической коробкой передач во время акселерации осуществляется достаточно просто: необходимо последовательно переключать передачи по мере выхода стрелки тахометра в правую часть шкалы, обеспечивая наиболее эффективный передаточный момент на каждом скоростном интервале. Таким образом, необходимым условием максимально быстрой акселерации является постоянная работа двигателя в наиболее выгодном режиме.

Стандартные коробки передач обеспечивают переключение между различными передающими колёсами зубчатки с помощью механического усилия водителя во время полного выжима педали сцепления. Таким образом, происходит передача вращающей нагрузки с зубчатки «младших» передач на старшие передаточные числа. Однако езда в спортивном режиме на машине, оборудованной коробкой стандартной модели, порой представляет собой немало проблем: лавка передаточных чисел обыкновенной МКПП может иметь большие зазоры между соседними ступенями, а младшие передачи часто оказываются недостаточно длинные, что не позволяет водителю быстро довести мотор до необходимой тяги.

Конечно, на помощь водителю приходит сцепление, которое при умелом обращении позволяет компенсировать несовершенство МКПП. Плавный, постепенный отжим педали при переходе на повышенную передачу позволяет двигателю более плавно войти в нагруженное состояние на новом передаточном моменте и минимизировать потери в оборотах. Помогает и сноровка водителя при переключении рукоятки МКПП. Однако даже эта методика не позволяет добиться тех результатов, которые предлагает тюнинг механической коробки передач.

Фактически, процесс тюнинга МКПП представляет монтаж новой начинки в старом корпусе коробки. Варианты тюнинговых решений различны, однако основные принципы при тюнинге коробки остаются неизменными. Низшие передачи делаются более длинными, обеспечивая плавный разгон автомобиля в более широком скоростном интервале, в то время, как старшие, наоборот, становятся короче и ближе между собой по передаточным моментам. Подобный вариант модификации коробки позволяет радикально изменить поведение автомобиля: даже вторая передача позволяет разогнать автомобиль до внушительной скорости при показаниях тахометра в пределах нормы.

Кроме того, тюнинговая коробка создаёт удобные технические возможности для такого приёма, как переход на пониженную передачу. Используемая для выполнения интенсивного ускорения автомобиля, тактика перехода на пониженную передачу для краткосрочного ускорения применяется водителями для выполнения сложных обгонов, а также для эффективного маневрирования в спортивном режиме. С набором тюбинговой зубчатки механическая коробка способна стать гораздо более эффективной и позволить двигателю с максимальным передающим коэффициентом осуществлять движение автомобиля.

Кроме того, максимально удобным становится и процесс управления автомобилем при акселерации и различных приёмах скоростного маневрирования. Тюнинг автомобильных коробок передач бывает совершенно различным, например, создаются многоступенчатые МКПП, в которых наличествует 6-я и даже седьмая передача. Иногда вместо тюнинга существующей коробки производится установка новой механической коробки передач и обеспечивается синхронизация её работы с двигателем. При грамотном подходе к этой процедуре даже небольшой объём двигателя не помешает автомобилю проявить на дороги выдающиеся динамические качества.