Автотюнинг давно перешел из обыкновенного хобби в категорию высокотехнологичной индустрии. Он обрел большую популярность во многих странах мира, однако, только у нас ему присущи довольно странные, можно даже сказать обескураживающие и несуразные черты. Может быть это результат того, что, несмотря на все усилия отечественной автомобильной промышленности, машина у нас все еще остается роскошью, а не средством передвижения. Тем не менее, наши истинные автомобилисты стремятся сделать свое авто неповторимым, для этого нужно уяснить суть тюнинга и разобраться, в чем он заключается.
Унификация заставляет автовладельцев прибегать к тюнингу все чаще. Это вполне понятное желание человека выделиться из общей массы, применительно к нашей ситуации – из автомобильного потока. Со временем обычное любительское усовершенствование превратилось в целую индустрию придания стандартному авто уникальных черт. Довольно интересно, что, несмотря на то, что многие страны годами пытаются втиснуть элементы тюнинга хотя бы в какие-то нормы безопасности, на сегодняшний день его разнообразие ограничивается только финансовыми возможностями и фантазией клиента.
Сделать свое авто эксклюзивным не только внешне, но и внутренне – достаточно дорогое удовольствие, позволить его себе могут далеко не все, тем более, в нашей стране. Возможно, именно в связи с этим обстоятельством доработка машин до сих пор остается у нас на полукустарном уровне. Тем, кто стремится получить по-настоящему качественный результат, приходится обращаться в известные тюнинг-ателье. А те, кто хотят выделить свое авто, затратив минимум средств, прибегают к кустарной доработке в небольших сервисах. Еще одна категория поклонников тюнинга привыкла обращаться к «заводскому тюнингу», набирающему все большую популярность.
Но все-таки возвратимся к азам. Что же представляет собой тюнинг? Так уж вышло, что в нашей стране в это звучное заграничное слово включают почти все, начиная от замены стандартной подвески на жесткие пружины, до покупки чехлов на сидения, особенно если в них имеются красные вставки.
Однако на Западе, где в этом деле действительно знают толк, под словом tuning принято подразумевать более или менее серьезную переделку или модернизацию основных узлов машины в целях улучшения ее технических характеристик, установленных заводом-изготовителем. Здесь все подчиняется техническим законам и точным расчетам. Тюнинг – это технологически сложный процесс, поэтому его проведение можно доверять лишь высококвалифицированным специалистам, которые занимаются этим уже долгое время. Оборудование, необходимое для таких работ стоит довольно дорого.
С того момента, как электроника стала неотъемлемой частью каждой современной машины, мастера по доводке не упустили это из виду. Так возник чип-тюнинг – современная разновидность электронного тюнинга. Это эффективный способ увеличения двигателя, улучшения его динамических характеристик и эластичности с помощью перепрограммирования заводского блока управления.
Данный метод хорош тем, что позволяет обойтись без расточки кривошипно-шатунного механизма и цилиндров, а также форсирования двигателя, при этом он достаточно результативен.
Помимо тюнинга в автомобильном мире имеется еще одно понятие - стайлинг (styling), оно означает внешние изменения машины и модификацию ее интерьера. Тут нет почти никаких ограничений, если, конечно, вы готовы потратить все имеющиеся средства на свое самолюбие, побуждающее выделиться из толпы при помощи необычного вида автомобиля. Хотя если вы стремитесь сделать свое авто не просто броским на вид, но и правильно сконструированным, следует прислушаться к советам специалистов, работающим в этой области. Ведь как говорится в пословице: «Все хорошо, что в меру». На наших дорогах нередко можно увидеть подтверждение такой народной мудрости. Стайлинг предоставляет возможность реализовать даже самые смелые фантазии, но при этом он требует немалых финансовых затрат.
Если говорить об истории, то временем возникновения тюнинга принято считать 50-е годы. Именно в это время в Европе и Америке одиночные порывы автовладельцев начали перерастать в целое движение, которым стало увлекаться все больше и больше автолюбителей. К тому времени уже появились спортивные жесткие подвески, форсированные движки, спойлеры и другой обвес, который мог кардинально изменить внешность автомобиля. И это был лишь начальный этап, который сделал тюнинг автомобильным культом на многие годы. Вторым и, пожалуй, самым важным шагом, сделавшим тюнинг не просто популярным, но и доступным, был момент перехода тюнинга из простого увлечения в отрасль автомобильной индустрии.
В наши дни существует довольно много хорошо зарекомендовавших себя компаний, основной деятельностью которых является усовершенствование и доводка машин различных марок. Некоторые специализируются на изготовлении отдельных деталей и узлов, это бренды: Remus, Brembo, Borbet, H&R, MS-Design, Cobra. Другие, называющие свои фирмы тюнинг-ателье, осуществляют комплексную доводку конкретного авто. Среди них можно встретить популярные марки: Oettinger, ABT, AMG, Hamann, , Brabus, Alpina, Irmscher и др. Зачастую машины, подвергшиеся столь основательной доработке, впоследствии продаются под логотипом ателье, производившего тюнинг. И это совсем неудивительно, ведь автомобиль, прошедший такую модернизацию, сильно отличается от своего изначального образа, технические характеристики изменяются еще больше!
В нашей же стране тюнинг возник сравнительно недавно, он и сейчас пребывает в зачаточной стадии. Истоки нашего автотюнинга уходят в автоспорт, где элементы тюнинга проскальзывали в гаражных мастерских некоторых автомобильных энтузиастов. Говорить о стоящих отечественных ателье, хоть как-то приближающихся по качеству к мировому уровню, пока рано, зато рынок автозапчастей для настоящего тюнинга у нас имеется, причем выбор достаточно велик. Можно отыскать элементы спортивных подвесок, узлы для форсирования двигателей, системы для насыщения горючей смеси, высококлассную акустику, всевозможные турбины и еще много чего. Проблема заключается в том, что найти специалиста высокого уровня, знающего, что с этим делать, не так уж просто. Ведь помимо правильной установки такие «навороты» требуют точной настройки. Иначе ваши затраченные средства просто вылетят на ветер.
Даже пользующиеся популярностью среди наших автолюбителей фестивали автотюнинга являются красноречивым свидетельством однобокости развития этой отрасли. Среди оглушительной музыки и полуобнаженных женских тел практически невозможно встретить достойный экземпляр, который прошел полноценную доводку двигателя. И дело не только в стоимости подобных работ. К сожалению, настоящий тюнинг имеет и недостатки, особенно они ощутимы в стране, где автомобиль до сих пор считается роскошью.
Прежде всего, тюнинг новой иномарки, еще находящейся на заводской гарантии, означает лишение этой, хотя и сомнительной, льготы. Производитель не терпит каких-либо вмешательств в конструкцию созданного им детища, тем более он никогда не возьмет на себя ответственность за такие переделки. Если вам дороги условия сервиса, следует прибегать к услугам «придворных» ателье, таких как Brabus, AMG, ABT и т.д. Таким образом, вы сделаете свое авто особенным, сохранив заводские обязательства. Правда, позволить это себе сможет не каждый.
Тем, чей бюджет ограничен, а желание выделиться все равно имеется, следует акцентировать внимание на специальных «горячих» сериях знаменитых автомобильных брендов. Под такими брендами принято скрывать известные модели, которые подверглись специальному заводскому апгрейду, а для эксклюзивности были выпущены в небольшом количестве. Часто в таких проектах участвуют профессиональные тюнинг-ателье, поэтому у вас не будет ощущения, что вы были введены в заблуждение.
Во-вторых, как уже говорилось, тюнинг - это достаточно дорогое удовольствие, если вы вложитесь в «глубокий» тюнинг, то можете не надеяться, что на этом все закончится. Вас постоянно будут преследовать дефицит и дороговизна оригинальных запчастей к усовершенствованному движку. И если псевдоспортивную подвеску еще можно обратно поменять на заводскую, то начинку движка, у которого расточен блок цилиндров, придется специально заказывать, причем ее изготовление стоит немалых денег.
Ну и третий, не менее важный аспект. Тюнингованный двигатель – вещь особенная, он существенно отличается от штатного, причем не только по обслуживанию. Дело в том, что завод-изготовитель, заранее проектируя агрегат, делает упор на износостойкости и надежности, это одни из основных характеристик, поэтому любое вмешательство нарушает едва уловимый баланс, который существует между показателями прочности и мощности.
Зачем, спросите вы, этим занимаются владельцы машин? Благодаря тюнингу автолюбителям открывается возможность превратить машины, явно утратившие привлекательный внешний вид, в объекты всеобщей заинтересованности, а в некоторых случаях и неприкрытой зависти. Тем более, такие автомобили сами по себе требуют ремонта, тюнинг позволяет сделать необходимый ремонт на самом современном уровне.
К следующей группе относятся любители так называемого «заводского» тюнинга, а если выразиться точнее, доработок, предлагаемых автопроизводителем в виде дополнительных опций. Создать полностью эксклюзивный образ в этом случае навряд ли удастся, зато это сводит риск к минимуму. Хотя бывали ситуации, когда, к примеру, диски, установленные в официальном сервисе являлись причиной снятия авто с гарантии из-за несоответствия допустимым заводом-изготовителем нормам. Чтобы не оказаться в таком нелепом положении, следует внимательнее изучать все ограничения, приведенные в руководстве по эксплуатации.
Последняя, самая малочисленная группа – это любители тюнинговать те автомобили, которые сами по себе безо всяких доработок являются шедеврами автопрома. Это такие роскошные бренды как Maseratti, Lamborghini, Ferrari, Porsche и т.д. Для подавляющего большинства автовладельцев это чудачество – просто швыряние денег на ветер. Однако специалисты уверяют, что совершенству нет предела, следовательно, эти машины можно и есть куда улучшать. Здесь речь не идет о том, чтобы выделить и так яркое авто в автомобильном потоке, делается это для того, чтобы красоваться среди равных.
Количество специализированных фирм и тюнинг-ателье ежегодно растет. Приблизительные расчеты показали, что как минимум пятая часть автомобилей среднего и эконом-класса подверглась какой-либо модернизации, а в сегменте машин представительского класса этот показатель вдвое больше.
Если вам кажется, что тюнинг уже достиг технического апогея, то вы сильно удивитесь. Самым оригинальным и современным видом автотюнинга на сегодня является «эко-тюнинг». Он набирает большую популярность в развитых странах, особенно в городах с критическим уровнем загазованности. Его целью является улучшение экологических характеристик машин. Для этого используются аккумуляторные, солнечные батареи и другое экологическое топливо. Это говорит о том, что в будущем нас ожидают еще более смелые решения по части тюнинга и ждать их осталось уже недолго.
Тюнинг ателье VC-Tuning